Пять факторов, влияющих на стоимость материалов:
-
Тип материала и его характеристики.
-
Географическое положение объекта и расстояние до места погрузки.
-
Общий объём, частота поставок и сроки выполнения заказа.
-
Ограничения по проходимости транспортных средств.
-
Время приёма груза на объекте.
Подробнее о каждом факторе:
- Тип материала и его характеристики. Основные критерии — тип материала, его характеристики и качество. Многие карьеры и площадки предлагают популярные виды нерудных материалов, что облегчает поиск ближайших отгрузок и обеспечивает бесперебойные поставки. Иногда требуются дополнительные жёсткие требования к качеству и характеристикам (например, мытый песок с модулем крупности 3,0 и выше) или эксклюзивные параметры (белый песок). В таких случаях стоимость товара может возрасти или материал с такими требованиями может отсутствовать. Также следует помнить, что качество и характеристики материала могут меняться со временем (например, колебания цвета и фракции песка в зависимости от природного пласта).
- Географическое положение объекта. Стоимость перевозки зависит от расстояния между пунктом «А» (карьер или площадка) и пунктом «Б» (строительный объект). Увеличение расстояния приводит к повышению расхода топлива, износу техники и дополнительным издержкам.
- Общий объём, частота поставок и сроки выполнения заказа. При больших объёмах обычно удаётся оптимально спланировать логистику доставки материалов. Сокращение количества «пустых прогонов» (машина делает только один рейс до места погрузки) позволяет экономить время и топливо, что даёт возможность предлагать скидки на доставку. Оптимальное количество партий, которые доставляются самосвалом за смену, составляет четыре рейса. Сжатые или растянутые сроки выполнения заказа не позволяют оптимально рассчитать логистику доставки, поэтому необходимо подавать заявку минимум за 24 часа.
- Ограничения по проходимости транспортных средств. Чем больший объём материала может перевезти самосвал за один рейс, тем ниже стоимость перевозки за кубометр. Полуприцепы «Тонары» имеют самую большую кубатуру кузова (30-45 кубических метров), но не всегда могут проехать на строительный объект к месту разгрузки или загрузиться на некоторых карьерах. Четырёхосные самосвалы (20-30 кубических метров) имеют лучшую проходимость, но также могут иметь проблемы с проездом на объект или длиной (по сравнению с трехосными и двухосными самосвалами). Трехосные самосвалы (10–25 кубических метров) более манёвренные, но проигрывают в объёме кузова. Двухосные самосвалы (до 10 кубических метров) являются самыми манёвренными и проходимыми, но стоимость перевозки одного кубометра является самой высокой. Стоимость перевозки одного и десяти кубометров одинакова.
- Время приёма груза на объекте. Ночью дороги менее загружены, и большегрузная техника не стоит в пробках, что сокращает время на перевозку. В нашей практике были случаи, когда доставка в дневное время была невыгодной. Большинство карьеров работают круглосуточно, и оптимальное время приёма груза — постоянное.